перейти на главную

Наше Лотошинье

Официальный сайт администрации городского округа Лотошино Московской области приветствует Вас!

23 ноября 2015 года, Понедельник, 18:37 << ТРАУР

18 ноября 2015 года, ушел из жизни участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, гвардии полковник в отставке Дмитрий Васильевич Каприн.

Дмитрий Васильевич родился 4 октября 1921 года в селе Кадом. С 1926 года жил в Москве, где окончил семь классов школы и два курса Московского энергетического техникума. Занимался в аэроклубе. В 1940 году Дима Каприн был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1942 году он окончил Ворошиловградскую (Луганскую) военную авиационную школу пилотов. С сентября того же года воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Принимал участие в боях на Сталинградском, Южном, 4-м Украинском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском фронтах в составе 504-го (74-го гвардейского) штурмового авиаполка. Участвовал в Сталинградской битве, битве за Днепр, освобождении Украинской и Литовской ССР. К октябрю 1944 года гвардии капитан Дмитрий Каприн командовал эскадрильей 74-го гвардейского штурмового авиаполка 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта. К тому времени он совершил 105 боевых вылетов на штурмовку скоплений боевой техники и живой силы противника, нанеся тому большие потери. Он, в частности,уничтожил 17 танков, 48 автомашин с пехотой и грузами, взорвал 7 складов с боеприпасами и горючим, 3 дзота, вывел из строя 28 орудий полевой и зенитной артиллерии противника. Д.В. Каприн был награждён Орденом Ленина, четырьмя (!) орденами Красного Знамени, дважды орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, орденом Александра Невского, медалями.

Затем начались бои в Восточной Пруссии. В разгар ожесточённых боев в Восточной Пруссии перед авиацией была поставлена ответственная задача: эшелонированным бомбоштурмовым ударом уничтожить крупную немецкую группировку в районе Загерна. Первую же группу штурмовиков командир дивизии приказал вести Каприну. Фашисты встретили наши «илы» бешеным огнём зенитной артиллерии. Небо в районе атаки было усеяно сплошными разрывами снарядов. Однако штурмовики, прорвав завесу огня, перестроились в круг и начали бомбёжку. Тонны смертоносного груза посыпались на врага. Израсходовав весь боекомплект, группа Каприна стала отходить в сторону от цели. И именно в этот момент машину командира бросило в сторону, почти одновременно вторым попаданием разломило её надвое. Каприн был ранен в плечо, но сумел за 100 метров до земли раскрыть парашют. Приземлился неудачно. От боли в ногах не было сил подняться. Сильно ныло плечо. Послышались голоса, и на опушке показалось человек 10 немецких автоматчиков. Превозмогая боль, Каприн бросился в ближайшую воронку, выхватил пистолет и залёг. Он успел выстрелить в приближающегося офицера, когда что-то тяжёлое ударило лётчику в голову. Когда вернулось сознание, Каприн понял, что попал в плен. В плену находился недолго. При первой же бомбёжке воспользовался начавшейся паникой и с группой военнопленных, разоружив охрану, бежал. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» гвардии капитан Дмитрий Каприн был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 6140.

Вот как, судя по сохранившимся документам, воевал отважный лётчик. В один из ноябрьских дней 1943 года капитану Каприну было поручено разбомбить фашистскую переправу через Днепр. Вскоре 2 штурмовика, Каприна и Коломейца, с двумя прикрывающими их истребителями взмыли в воздух. Показались патрулирующие «мессеры», завязался бой. Теперь, когда «мессеры» окружили наши самолёты, не давая открыть огонь своей артиллерии, нельзя было терять ни минуты. На реке ясно обозначилась переправа. И машина командира ринулась вниз. А вслед за ней устремился ведомый. Для большей точности бомбёжку произвели с отвесного пикирования. Переправа была разбита первыми же бомбами. 2 наших истребителя, завершая атаку, прошили позиции фашистов шквальным пулемётным огнём. За уничтожение переправы все 4 лётчика были награждены орденами.

В январе 1944 года, когда бои шли на Никопольском плацдарме, гвардии капитан Каприн получил обычное задание — нанести удар по немецкой группировке. В составе шести Ил-2 и двух истребителей группа Каприна вылетела к цели. Но в это время наземная станция перенацелила группу. Ей было приказано встретить и задержать большую группу фашистских бомбардировщиков и истребителей, которые шли бомбить расположение наших войск. Груз бомб штурмовики должны были сбросить на врага по своему усмотрению. Чёрные шапки взрывов накрыли замаскированные немецкие блиндажи на передовой. При выходе из атаки Каприн, внимательно наблюдавший за небом, вдруг увидел приближавшиеся «юнкерсы». Фашистские бомбардировщики тянулись в сторону наших войск. Каприн пошёл в атаку. Самолёт командира молниеносно врезался в строй фашистских бомбардировщиков. 2 «юнкерса», оставляя за собой чёрный след дыма, штопором пошли к земле. Манёвр был настолько неожиданным, что гитлеровцы, несмотря на свое явно численное превосходство, на какое-то мгновение растерялись. Но этого было вполне достаточно для того, чтобы подоспевшие штурмовики присоединились к своему ведущему и метким огнём заставили фашистов сбросить бомбы над своей территорией. Истребители противника, обозлённые неудачей, с яростью набросились на нашу группу. Но было уже поздно: на помощь советским штурмовикам шли «ястребки». 17 «юнкерсов» и «мессершмиттов» недосчитались гитлеровцы в том бою.

Долго после войны гвардии полковник Каприн держал штурвал самолёта, воспитывая молодых лётчиков, передавая им свой богатый опыт. Закончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. В 1956 году вступил в КПСС. Освоил вертолёт. В начале 1960-х годов Д.В.Каприн командовал вертолётным полком в степях Саратовской области. Служба была связана с испытаниями космических кораблей. Личный состав полка занимался поиском приземлившихся космонавтов и доставкой их в научно-исследовательские институты.

Затем перед полком Каприна поставили новую задачу: оказать помощь в освоении залежных земель. На целине сначала создавались оперативные группы по координации работы автомобильных рот и батальонов. Они располагались в крупных административно-хозяйственных центрах: Алма-Ата, Кокчетав, Целиноград, Уральск и других. Расстояние между ними доходило до 200-400 километров. Поэтому вертолёты полка Каприна летали во все эти города и координировали работу автомобильных рот, батальонов и других воинских частей. Нередко приходилось менять экипажи вертолётов, привозить палатки, медикаменты, посылки и письма личному составу, эвакуировать больных. Всё делали для того, чтобы благоустроить жизнь целинников. В 1964 году к боевым орденам и медалям полковник Каприн прибавил медаль "За освоение целинных и залежных земель". В 1970 году полковник Каприн вышел в отставку.

Имя Героя СССР Д.В.Каприна носит Кировская начальная школа Лотошинского района.



А.Крмоян, А.Белковский